четверг, 20 ноября 2014 г.

Юрий Павлов: «Необходимо развенчивать мифы…» Интервью с критиком



В конце октября в Вологде прошли Первые межрегиональные Беловские чтения, собравшие множество участников из разных уголков России. Участником чтений был и Юрий Михайлович Павлов – один из ведущих современных литературных критиков. Более 30 лет Юрий Павлов работал в Армавирском пединституте (ныне университете), последние два года живет в Краснодаре, работает в Кубанском Государственном университете. Доктор филологических наук, профессор, критик, член Союза писателей России.

Корреспондент «Литературного маяка» взял интервью у Юрия Михайловича.



Юрий Павлов: «Необходимо развенчивать мифы…»


Корреспондент: - Юрий Михайлович, Вы все-таки критик или литературовед?

Юрий Павлов: - Я себя позиционирую как критика, то есть по формальным показателям – я литературовед, но я давно уже пришел к убеждению и мое убеждение созвучно с оценками известных литературоведов (Вадим Кожинов, Сергей Небольсин), что литературоведение это чаще всего «околонаука», которая выхолащивает, как правило, живую душу и дух литературы. Поэтому я – критик.

Кор. - Вы представитель «почвенного» направления в современной русской литературе, а как Вы пришли к этой позиции в литературе и жизни, что сформировало Вас как литератора и человека?

Ю. П. - На первом курсе института один из преподавателей рекомендовал нам прочитать книгу Олега Михайлова «Верность». Я прочитал главу об «одесской школе», о творчестве Бабеля, Олеши, Катаева и вот тогда начал понимать, что есть, выражаясь уже современным языком, русская и русскоязычная литература. Вот так, сначала через книгу Олега Михайлова, затем через статьи  Юрия Селезнева, Вадима Кожинова и других русских критиков-мыслителей, «почвеннического», «правого», «патриотического» (как хотите их называйте) направления уже к концу пятого курса у меня сформировались эти убеждения, которые, в принципе, не менялись на протяжении всей жизни.

Кор. - Назовите «столпы» этой  почвенной части нашей литературы.

Ю. П. - Если брать писателей, то это: Иван Шмелев, Сергей Есенин, Михаил Шолохов,  Юрий Казаков, Евгений Носов, Федор Абрамов, Валентин Распутин, Виктор Лихоносов, Василий Белов, Леонид Бородин… Кого-то наверняка пропустил…

Кор. - Юрий Казаков несколько выпадает из этого ряда? Или нет?..

Ю. П. - Юрий Казаков, конечно, писатель другой человеческой и писательской биографии, чем большинство из названых авторов, но весьма показательно, что его становление как писателя произошло именно на Русском Севере, в Поморье. Тот заряд, который он получил там и роднит его с авторами деревенской прозы.

Кор. - Известна Ваша позиция по поводу Виссариона Белинского: значение его в русской литературе преувеличено, а влияние его на русское общество вредно. Ну, а чье же место «занял» Белинский?

Ю. П. - Я бы поставил на это место всех критиков и мыслителей славянофилов. Это братья Аксаковы, Юрий Самарин, Алексей Хомяков, Иван Киреевский. Николай Страхов, на мой взгляд, один из самых выдающихся критиков и мыслителей 19 века.

Кор. - Но вот так уже сложилось, что все знают Белинского, а тех же  славянофилов знают гораздо меньше. Как переломить это?

Ю. П. - Нужно, например, в школе, когда преподается «Евгений Онегин», дать две точки зрения на это произведение – Белинского и Достоевского. «Пушкинскую речь» Федора Михайловича, которая построена на полемике с Белинским. И уже две точки зрения покажут, кто прав, чья система координат и доказательная база более убедительная. Несомненно, выступающий как русский человек Достоевский, более убедителен. Белинский же оценивает роман «Евгений Онегин» с позиции западников, как неполноценно-русский человек, а чаще всего вообще не как русский человек. То есть – всё познается в сравнении. И надо давать возможность сравнивать…

Кор. -  Какие еще литературные мифы, подобные мифу о Белинском, необходимо развенчивать?

Ю. П. - Да, вся история русской литературы 19 – 20 веков построена на мифах. И второй, даже более распространенный миф, чем о Белинском, это миф о «серебряном веке», как об одной из вершин  русской литературы. Этот миф уже начали развенчивать. Я был одним из первых, кто это начал делать лет 20 назад, вслед за некоторыми авторами разделив литературу на русскую и русскоязычную, и большинство представителей «серебряного века» отнес либо  к русскоязычной литературе, либо к непоследовательно русским писателям. На примере Марины Цветаевой, Бориса Пастернака и других писателей серебряного века я показал, что их творчество есть духовное увечье, полный или частичный разрыв с традициями русской классики. По пути развенчания серебряного века сегодня идут многие исследователи. Я назову лишь блестящую книгу Станислава Куняева: «Любовь, исполненная зла». Где он на других примерах, идя своим путем, показывает, насколько ущербны были многие представители серебряного века и человечески, и творчески…

Кор. - А еще мифы?..

Ю. П. - Конечно, нужно объективно исследовать творчество таких наисложнейших фигур как Андрей Платонов, Михаил Булгаков и, конечно же, Борис Пастернак. Пастернак – это миф на мифе. Нужно на примере его творчества показать, что сначала это был типичный модернист, затем, типичный советский писатель, который шел в ногу со временем, создавая произведения типа «1905 год», «Лейтенант Шмидт»… И лишь в конце жизни начался «новый Пастернак». Но и у этого «нового» Пастернака больше творческих падений, чем взлетов. Его роман «Доктор Живаго» - это наислабейшее произведение. В этом романе звучит, в частности, ставшая сегодня популярной мысль, что время народов и наций прошло, наступило время «личности», и «личность» эта рождается в результате отрыва от народных, национальных ценностей – это одна из главных мыслей «Доктора Живаго». Это провал, неудача прозаика Бориса Пастернака… Александр Солженицын – еще один миф. Это писатель третьего, условно говоря, ряда и в высшей степени противоречивый мыслитель. Единственное, чем можно восхищаться – это его работоспособностью, его постоянной энергией. Но в какую сторону эта энергия и работоспособность направлены? В общем-то, чаще всего им движет ненависть, зависть… Еще один миф – «Анатолий Рыбаков – Толстой 20-го века», «Гроссман – Достоевский 20-го века»,  «Вознесенский, Бродский и Высоцкий – Пушкины 20-го века».  Мифы эти живучи. Потому что публикуются только учебники либеральных авторов, и преподаватели, в основном, люди либеральных взглядов. И журналисты – либералы. Русским критикам, русским журналистам, русским читателям необходимо развенчивать эти мифы, разгребать этот  мусор, который навалили на русского человека.

Кор.: - Из современных  русских критиков-мыслителей вы назвали Вадима Кожинова и Юрия Селезнева, которых уже нет в живых, а кого еще можете назвать?

Ю. П. - Русская мысль 20 века – начала 21 века представлена многими именами. Это: Игорь Шафаревич, Михаил Назаров, Олег Михайлов, Петр Палиевский, Михаил Лобанов, Станислав Куняев, Владимир Бондаренко, Александр Казинцев, Сергей Куняев, Анатолий Ланщиков – список достойных русских критиков, мыслителей велик, я наверняка кого-то забыл назвать…

Кор. - Возьмем одно имя – Владимир Бондаренко. Он зачастую пытается найти общее в, казалось бы, полных противоположностях. Например, в Рубцове и Бродском. Пытается, что-то найти положительное даже в таком сочинителе, как Владимир Сорокин…

Ю. П. - Я уже высказывался по этому поводу и могу повторить, что я не понимаю вот такую широту взглядов и стремление найти русскость там, где ее нет и быть не может.

Кор. - А что Вы думаете о «вологодской школе»?..

Ю. П. - Вологда – это уникальный край. Я такое количество талантов на один квадратный километр видел только в Иркутске. Две самые творчески плодотворные территории за последние, примерно, 50 лет – Иркутск и Вологда. Ни одна другая область в этот период не дала такое количество талантов. И самыми яркими представителями «вологодской школы», если все-таки эту терминологию употреблять, являются Николай Рубцов и Василий Белов. Я думаю, критики еще  в долгу перед названными авторами да и другими писателями от Александра Яшина и Ольги Фокиной до Дмитрия Ермакова. Полноценного слова о многих значительных писателях  нет. То есть, критическая мысль отстает, пишет часто о тех авторах, которые того не  заслуживают, а казалось бы, очевидные величины остаются либо вне поля зрения или «оставляются на потом». И получается, что живет писатель, работает, активно публикуется, а о нем, либо вообще не говорят, либо говорят поверхностно, полноценных адекватных творчеству писателя работ о нем нет.

Кор. - Кого советуете почитать из современных авторов?

Ю. П. - Я мало успеваю читать современную литературу, в силу того, что работаю на факультете журналистики, и читаю в основном работы журналистов и перечитываю классиков 19-20 веков. Но у меня лежат книги, которые нужно прочитать. Это последние романы Прилепина, Шаргунова, Ермакова, Козлова, Галактионовой… Это разные авторы, разной направленности, с разной системой ценностей, с разным художественным миром. Но это те авторы, которые сегодня на слуху, и нужно определить место каждого из них в текущем литературном процессе…


Комментариев нет:

Отправить комментарий