Проза на крепком фундаменте
Дмитрий Ермаков. Дела Земные: Повести и рассказы. – Вологда: Новая идея, 2014. – 392 с. – 1000 экз.
«Дела земные» вологодского прозаика Дмитрия Ермакова – сборник,
состоящий из нескольких повестей и рассказов. Казалось бы, формат
предусматривает «постепенное погружение». Это вам не роман, который
захватывает читателя, заставляя проглатывать страницу за страницей
взахлёб. Неделями, а то и месяцами порой читаются скомпонованные из
малых форм книги. «Дела земные» – не из них. С первых страниц
погружаешься в уникальный авторский мир, добровольно покинуть который с
каждым следующим произведением хочется всё меньше и меньше. Попробуем
разобраться, в чём же секрет.
Первое, что бросается в глаза, – очень деловитое,
хозяйственное отношение к слову. У Ермакова вы не найдёте
многословно-цветистых описаний или так характерных для современной прозы
псевдофилософских «растеканий мыслями по древу». Автор соблюдает чёткий
баланс между художественностью произведения и сюжетной его
составляющей. Каждый образ, каждое лирическое отступление работает на
то, чтобы обеспечить тексту верную скорость. А сама эта скорость
находится в неуловимой гармонии с рассказываемой историей. В повести
«Серьёзное дело» – размеренное течение жизни семейного человека, в
рассказе «Батон – вольный человек» – отрывистая дискретность внезапных
появлений друга-бродяги, этакого советского Снусмумрика, в жизни
рассказчика. Кстати, динамика присутствует не только в самих
произведениях. Их последовательность обеспечивает постоянное движение
внутри книги.
Подкупает любовное отношение автора к людям, родному
краю, реалиям повседневной жизни небольшого провинциального городка.
Вроде бы покосившиеся заборы, загаженные промотходами речки и вечно
переменная облачность должны создавать атмосферу чернухи и
безысходности. Ан нет. Из-за туч выглядывает солнце, среди торчащих из
мутной воды кусков арматуры нет-нет да и проплывёт утка с утятами.
Неустроенность мира внешнего отражается и на внутреннем мире героев
Ермакова. Они – самые обыкновенные, заурядные «маленькие люди». И
печалей у них в жизни намного больше, чем радостей. Но шпанистый
подросток, ещё вчера промышлявший нелегальной торговлей на вокзале,
находит в себе силы бросить курить и заняться спортом, а несчастливый в
семейной жизни филолог – не изменить жене в располагающих к тому
обстоятельствах дальней командировки.
Любопытно, как Ермаков воспринимает время. Его течение
напрямую увязано с обстоятельствами жизни героев, физической и духовной.
Олег в рассказе «Приключение» ищет попавшего к сектантам друга. И время
для него – метроном, безжалостно отсчитывающий каждую потерянную
секунду. Герой, а вслед за ним и читатель видит мир как некоторую
последовательность сменяющих одна другую картинок-ситуаций. Возникает
своеобразное ощущение «клипового монтажа». То же – даже с большей
концентрацией – и в повести «Три брата», остросюжетной зарисовке из
жизни Древней Руси времён освобождения от татаро-монгольского ига. Воля
участников событий как бы раскручивает темпоральную пружину, не оставляя
возможности для остановки и перекура. Совсем по-другому устроено время,
скажем, в рассказе «Молитва». Здесь времени как бы и нет. Перемещаясь
вслед за Кириллом по реке, сидя вместе с ним у костра, начинаешь
понимать глубинную слитность бытия, абсолютную эквивалентность прошлого,
настоящего и будущего. И это позволяет заглянуть за грань
сиюминутности, краем глаза попытаться ухватить смысл жизни. «Господи,
пусть не кончается это никогда, пусть не кончается», – шепчет герой. И
невольно начинаешь шептать вместе с ним.
Религия. Ермаков уделяет ей особенное место в своём
художественном пространстве. Православные храмы и монастыри у него –
неотъемлемая, органичная часть… Природы! Да-да, именно так. И ни тени
фарисейского морализаторства. Герои, обретая Бога, приходят в
гармоничное состояние, из которого были вырваны обществом. Героя одного
рассказа древние стены храма наводят практически на те же мысли, на
которые героя другого рассказа наводит камушек с отпечатком жившего
миллионы лет назад моллюска. Кирпичи церквей так же естественны, как
любой природный объект. Но, что самое ценное, в произведениях Ермакова
есть и более тонкая мысль. Церковь Христова – это естественное состояние
социума. И, как природа берёт своё и восстанавливает разрушенное или
загрязнённое человеком, так и Церковь потихоньку притягивает и врачует
истерзанные общественными потрясениями души. С этой позиции
по-особенному понимается название «Дела земные». Это не просто дела
бренных людей. Отнюдь. Это земные дела Господа, который через страдания
приводит человека к познанию истинного смысла существования.
В целом от книги остаётся ощущение… Честности. В хорошем
смысле правильности. Подлинности. Да, жизнь человека не всегда приятна.
Часто даже – мучительна. Но у тебя внутри всегда есть неугасаемая
искра. Она даёт возможность либо изменить что-то, либо – познать. Даже
простому обывателю это под силу – Ермаков на примере своих героев
убедительно доказывает это. И ему веришь. Так бывает, когда пообщаешься с
умудрённым опытом, познавшим жизнь собеседником.
Иван Купреянов
Комментариев нет:
Отправить комментарий