понедельник, 19 января 2015 г.

В газете "Маяк" опубликован свежий очерк Дмитрия Ермакова из серии "По старой кирилловской"



Кубенское – история и люди


«Кубенское село торговое, бойкое, полное жизни и движения».
Н. А. Богословский



1.

В своем пути по старой Кирилловской мы только-только въехали в Кубенское, поговорили с бывшим  директором рыбзавода М. Х. Тавалинским…

Если просто продолжать путь по старому Кирилловскому тракту, то промахнешь село Кубенское за пару минут… Но здесь и раньше всегда были остановки. Путешественники и не могли не остановиться в богатом рыбацком и купеческом селе, где и постоялые дворы имелись, и трактиры, и магазины, и храмы Божьи.

Задержимся в Кубенском и мы – тем более что любая дорога остановками да беседами и интересна.

Историки считают, что Кубенский городок (так раньше называлось село) был основан примерно в IX—X веках новгородцами по пути их движению «встречь солнцу» - на Урал. Почти наверняка городок был основан на месте уже имевшегося поселения, археологи смогли открыть ряд стоянок на территории села, которые датируются I веком до н. э. Кубенский городок был столицей небольшого удельного княжества, присоединенного в 15 веке к Великому Княжеству Московскому. Здесь неоднократно бывали великие князья – Василий Тёмный, Иван III, Василий III. Царь Иван Грозный, проезжая из Вологды в Кирилло-Белозерский монастырь, останавливался в версте от Кубенского – там, по преданию, был его дом и при нём церковь, называвшаяся «что у государя на сенях» (Воскресенская Подкубенская). В Смутное время Кубенское неоднократно (1612, 1614, 1615) подвергалось нашествию литовцев, поляков и казаков из Запорожской Сечи. В 17 веке село было пожаловано царем Михаилом Фёдоровичем боярину Михаилу Михайловичу Салтыкову. В 1692 году Кубенское едва не стало местом основания русского флота: царь Пётр I искал место для строительства кораблей, но, осмотрев озеро, не нашёл его подходящим для этих целей, по преданию сказав: «Хороша лужа, да маловата будет». Салтыковым Кубенское принадлежало вплоть до 1785 года и позднее перешло к графам Орловым.

Вот как описывал Кубенское уже в конце 19 века священник Николай Богословский: «Кубенское село торговое, бойкое, полное жизни и движения. Внешний вид его производит очень выгодное впечатление; в центре села расположены храмы; около них торговая площадь, окруженная разнообразными торговыми заведениями, указывающими на торгово-промышленный характер села. Постройка в селе хорошая, особенно на главной улице, расположенной по обеим сторонам Кирилловской дороги. Для окрестных жителей на значительное расстояние Кубенское служит торговым и административным центром. Здесь становой пристав, волостное правление, почтовое отделение с сберегательной кассой, фельдшерский пункт, два училища: мужское и женское, а также разные торговые заведения, постоянно привлекающие в село множество окрестных жителей. Базарные дни (четверги) особенно отличаются многолюдством и оживлением; сюда едут и для покупки, и для продажи, и просто погулять. Кубенский рынок устанавливает цены на предметы домашнего обихода и на продукты сельского хозяйства… Кроме еженедельных базаров, бывают в селе две ярмарки: в Вознесеньев день и в Ильин день. В торговом движении принимают деятельное участие и крестьяне окружных деревень, промышленный дух оживляет всё прибрежное население.

Большой Кирилловский тракт, проходящий Кубенским, придает ему не мало оживления; движение по этому тракту почти непрерывное; в Кубенском большинство проезжающих делают остановку: здесь станция и для земских и почтовых лошадей делается смена…»


Село Кубенское входило  в Вологодский уезд, было в советские годы «столицей» самостоятельного Кубено-Озерского района до присоединения в 1961 году к Вологодскому району…

2.

Впрочем, в Кубенском  находится районный краеведческий музей, и кто же лучше музейщиков расскажет о селе. К ним и обращаюсь.

Музей находится ныне на улице Школьной, отходящей от Кирилловского тракта, и являющейся началом дороги в интереснейший, достойный отдельного большого рассказа край – Верхнюю Вологду.

Открыт музей 18 февраля 1971 года (первоначально в другом здании). В музее есть зал народных промыслов, зал боевой славы. Широко представлены материалы о жизни и деятельности авиаконструктора С. А. Ильюшина, летчика-асса А. Ф. Клубова,
композитора В. А. Гаврилина. 

Работают в музее две замечательные женщины: Надежда Сергеевна Рыбина – смотритель музея, и Лариса Владимировна Хайрова – директор. Хотя бы несколько слов нужно сказать здесь о них (я убежден, что о каждом человеке можно бы написать и книгу).

- Я местная из деревни Потанино, это совсем рядом, - рассказывает Н. С. Рыбина. - Все корни оттуда – деды, прадеды. Училась в Кубенской школе все десять классов, закончила Кирилловское культпросветучилище…

Много лет Надежда Сергеевна работала библиотекарем: в областной детской библиотеке, в районной библиотеке, в школе…«Потом уговорили меня музее поработать, так все и работаю…», - просто говорит она. Добавлю, что была Надежда Сергеевна и директором музея, свой пост передала Ларисе Владимировне Хайровой.

Семью Хайровых судьба забросила в Кубенское в 1994 году аж из Узбекистана. Тогда, после распада СССР, многим русским пришлось не по доброй воле оставлять бывшие республики.

- В Майской школе уже работала моя подруга, поэтому и приехали мы в Вологодский район, - вспоминает Лариса Владимировна. - У нас уже было двое детей, я работал в школе учителем русского языка. Поначалу было тяжело – ведь я абсолютно городской житель. Училась топить печь, сажать и полоть картошку…

В Кубенском Хайровы прижились. Дети их уже выросли и считают Кубенское своей малой родиной. Лариса Владимировна с прошлого года работает директором районного музея, ее муж трудится на очистных сооружениях, занимается пчеловодством.

3.

Л. В. Хайрова и проводит меня по маршруту, разработанному для туристов в Кубенском. И начинается он  рядом с музеем, у самой молодой церкви села – Успенья Пресвятой Богородицы.

Это кладбищенская церковь, решение о строительстве которой было принято на сельском сходе в 1901 году, большую часть денег на храм дала купчиха Александра Алексеевна Буракова (о ней отдельный рассказ), руководил строительством архитектор Алексей Скрябин из Вологды, строили каменщики из Прилук (села при Спасо-Прилуцком монастыре), а кузнечные работы выполняли кубенские кузнецы. В 1905 году новый храм был освящен.

В советские времена церковь была разорена. Купол снесен, в стенах храма располагалась мастерская МТС. Было уничтожено и кладбище вокруг храма. 

В 1994 году по благословению архиепископ Максимилиана началось восстановление этой церкви. Сейчас она восстановлена, в ней проводятся службы. Искали и надгробия разоренных могил. Целым найдено и установлено рядом с храмом надгробие с могилы той самой благотворительницы А. А. Бураковой. Легендарной Бурачихи… Можно сказать «леди Макбет села Кубенского».

Вот, что рассказывают о ней…

4.

Александра Буракова работала в  одном из постоялых дворов, которых в селе было несколько. Во время Ильинской ярмарки, на церковные праздники они наполнялись, да и в другое время в большом проезжем селе не пустовали. И вот остановился на подворье богатый купец, выпил лишка, стал деньгами хвастаться. Буракова со своим сообщником его убила и ограбила. Тело куда-то ночью вывезли, деньги поделили пополам. Сообщник вскоре обанкротился или пропил свою долю, а она деньги приберегла сначала, а через два года начала скупать кружево у местных кружевниц. Вся округа на нее плела, а кружева продавала Бурачиха не только в Вологде, но и в Санкт-Петербрге, и за границей. Построила в селе три двухэтажных кирпичных дома, стоящих и поныне – себе и двум сыновьям. Кроме того – на ее деньги были открыты первые в селе общественные бани, женская богадельня, а затем и церковь (грехи, мол, замаливать)… На одной из фотографий в музее запечатлено знаменательно событие – открытие в селе памятника Александру II Освободителю (сейчас на этом месте памятный знак в честь «основателей» села). Среди собравшегося народа на старинной фотографии можно увидеть и купчиху Буракову.

Умерла она в 1914 году, на сохранившемся памятнике с задней его стороны (спереди имя и даты жизни) надпись: «От любящих сыновей».

Правда ли то, что рассказывают о происхождении богатства Бураковой или поклеп завистников – теперь уж не узнать. Дыма, говорят, без огня не бывает, да ведь и: не пойман – не вор…

- Кстати, надгробный памятник Бураковой ставил мой муж, с мужем еще одной учительницы, батюшка Александр Беляков благословил, - говорит Лариса Владимировна.

И пока мы движемся к следующему пункту туристического маршрута – Троицкому храму. Она рассказывает о священнике отце Александре, к сожалению умершем чуть более года назад.

5.

Именно отец Александр Беляков начал в 1994 году службы во вновь открывшихся Троицком храме и Успенской церкви.

Он был местный уроженец, закончил в молодости СПТУ 42…

- Такой большой был, сильный, настоящий батюшка. Когда устанавливали еще самый первый небольшой колокол на Троицом храме, он позвал помогать моего мужа, - рассказывает Л. В. Хайрова. – До лестницы-то они колокол вдвоем дотащили, а дальше вдвоем на узкой лестнице было не повернуться. Тогда батюшка взял колокол за язык и так, на одной руке, поднял его наверх…

Мы подошли к Троицкому храму, видимому из любой точки. Основан он, предположительно, в 1282 году. Разумеется, первоначально был деревянным. Точное время строительства каменного храма неизвестно. В 1931 году храм был закрыт. В здании находились пионерский клуб, пошивочная мастерская, мельница, хотели даже сделать баню… В 70-х годах разместили там трикотажный цех, парикмахерскую, приемный пункт по ремонту телевизоров.

В 90-х годах храм восстановлен. Первым его настоятелем и был отец Александр Беляков, после его ухода на покой – священник Александр Козлов.

По правую руку от храма (если глядеть от входа) – деревянный крест. Это братская могила – при проведении земляных работ вблизи собора стали находить останки людей, отец Александр собрал их и перезахоронил.

А по левую руку, за алтарем, могила самого отца Александра. Я подошел к ней. После оттепели кружок фотографии на кресте заледенел, я осторожно оттаивал ладонью и снимал лед, и действительно – образ русского богатыря открылся. «Настоящий батюшка».

А с новым «молодым» батюшкой поговорить не довелось – на учебе. Он хоть  и молодой, хоть и не столь силен физически, по всему, что знаю о нем, тоже – настоящий…

- Лет пять назад уже при батюшке Александре Козлове были установлены новые колокола, и на Вербное Воскресенье на всю округу  перезвонразливался. Это было чудо, радость!..  – восклицает Лариса Владимировна. - А в этом домике, - показывает на дом напротив входа в храм, - жил священник Любомиров, его внучка рассказывала, что его в 1937 году арестовали, бабушка, его жена, была больная, ее вынесли прямо на кровати на улицу. Добрые люди ее приютили, но через три дня она умерла.

Что это были за люди, выселявшие престарелых священников, выносившие им смертные приговоры?.. А кто в церкви баню собирался открыть? Кто алтарях рыбу коптил, валенки катал?.. Инопланетяне?.. Жить нам и помнить, жить и каяться… И пока в Ильинском храме села Кубенского находится библиотека, а в храме Димитрия Солунского дом культуры – не может быть душа спокойна. Не может. Не должна быть спокойна. Кто-то скажет, мол, библиотека это же не баня. Не имеет значения! Храм – это храм. До тех пор пока в нем находится библиотека – унижается и храм, и библиотека…



6.

Так думая и подошел в сопровождении директора музея к этим самым храмам…

Здесь и сейчас центр села. Раньше на этой именно площади проходила Ильинская ярмарка. Разумеется, поблизости, на этой же улице и дома кубенских купцов, дошедшие до наших дней. Купеческие фамилии помнят в селе и по сей день: Моташкины, Лыковы, Борисовы…

Вот, правее Ильинского храма дом купца Воеводина. На первом этаже его был магазин, а на втором жила семья. В советские годы здесь был районный суд, в котором, в частности, судили мать будущего великого композитора Валерия Гаврилина. А позже тут поместили аптеку. Здесь она и сейчас.

Вот три дома из красного кирпичи, построенные Бураковой, дальше по улице два дома купца Борисова.

Перед Ильинским храмом – памятник дважды Герою Советского Союза А. Ф. Клубову.  Между Ильинским и Дмитриевским храмами, там, где раньше была колокольня (ансамбль этих храмов с колокольней был оригинален и красив, он описан в книге священника Ильинской церкви Н. А. Богословского) – памятник погибшим в Великой Отечественной войне… Так всё перемешалось в нашей истории, в нашей жизни – советское и русское, коммунистическое и православное… Ведь и участок Кирилловского тракта на котором стоят эти дома и храмы называется улицей Ленина…

- Вот в том деревянном доме, - указывает Л. В. Хайрова, - и жил священник Богословский, а теперь там снова живет священник с семьей. Именно в этом доме первоначально был создан музей. Основала  его Валентина Мартиновна Лукина – женщина очень интересная. Родом она из Архангельской области, сюда была направлена на работу. Встречалась в Москве с Н. К. Крупской. На недавнем юбилее библиотеки я так и сказала, что у нас с библиотекой один источник – В. М. Лукина, потому что она и библиотеку организовала и музей.

Справедливости ради надо сказать, что библиотека в селе была основана задолго до появления здесь замечательной подвижницы В. М. Лукиной.

О священнике Н. А. Богословском тоже надо сказать здесь: он служил в Кубенском в 1892-1927 годах и принимал большое участие в общественной жизни села. При его содействии было открыто двухклассное училище, работала чайная, библиотека, он автор книги «Церковь святого пророка Ильи в селе Кубенском Вологодского уезда Вологодской Епархии». В 1938 году Н.А. Богословский был арестован и расстрелян. Уже несколько лет в Кубенском проводятся посвященные ему Богословские краеведческие чтения.

7.

И еще одно знаменательное место села Кубенского, нельзя не упомянуть – деревня Воскресенье, где находилась Воскресенская Подкубенская церковь. Деревянный храм был построен в 16 веке, каменный – в 1762 году. В старину церковь называлась, «что у государя на сенях». Именно там располагался дом, в котором останавливался по пути в Кирилло-Белозерскую обитель Иван Грозный. Именно в том храме находилась чудотворная икона «Богоматерь Подкубенская» (приписывалась кисти преподобного Дионисия Глушицкого), спасенная в 20-е годы известным вологодским реставратором Федышиным (ныне хранится в Вологодском музее-заповеднике).

Остальные иконы богатого храма по рассказу Н. С. Рыбиной ожидала тяжкая участь – сначала их перевезли в часовню в недалекую деревеньку Погорелово, а когда в часовне решили сделать магазин – вырыли яму и скинули туда иконы. Часть икон погибла, часть разошлась по домам местных жителей.

Чтобы попасть на место бывшего храма мы возвращаемся по Кирилловской дороге к въезду в Кубенское со стороны Вологды – справа там деревенька Алешино, а слева – Воскресенье (в народе еще называют Поповкой). Деревни эти сегодня практически часть села Кубенского.

Поворачиваем в Воскресенье. Справа какой-то ручей с высокими берегами (те у кого я спрашивал – названия ручья или речки не знают). А слева на пригорке… От Воскресенской церкви окончательно разрушенной в тридцатые годы ничего не осталось. Похоже, правда, что сарайчик вблизи того места, где стоял храм из церковного кирпича и построен.

Но сохранилась так называемая «сторожка». Большой дом, возраст которого оценивают в двести лет. Наверное, здесь, действительно,   церковные сторожа жили, но, думается, главная цель этого дома была – давать приют многочисленным паломникам, приходившим и приезжавшим помолиться перед чудотворной иконой.

После разгрома церкви, дом остался, и по сей день в нем живут люди.

8.

Тамара Алексеевна Корёгина жительница «сторожки» нас и встречает. Ей принадлежит половина дома, в другой половине зимой не живут, приезжают лишь как на дачу летом.
А домина матерый – иначе и не скажешь. Бревна в кладке будто литые. Дверь в избу низкая, толстая. Половицы – широченные, прибиты, судя по виднеющимся шляпкам, огромными коваными гвоздями. А порожек на входе в избу стоптан чуть не до пола, сразу видно, что многие ноги его касались.

Тамара Алексеевна приглашает нас присесть за стол у окна, напротив печки-кормилицы, рассказывает…

- Мы с мужем в 61-м году поженились и купили эту половину дома. Я работала тогда в Алешине, в конторе совхоза «Передовой». Денег было мало, а надо было теми деньгами заплатить 1600 рублей. В совхозе дали мне 500 рублей беспроцентной ссуды (из зарплаты сразу высчитывали), свекровь корову за 350 рублей продала… Так и насобирали. Я родом из Сумарокова, с тридцать восьмого года, а муж с тридцать седьмого. Он был родом из Росликово. Муж в «Передовом» трактористом работал, депутатом сельсовета был, грамот, значков много получал… Одиннадцать годов будет скоро, как нету.

Тамара Алексеевна сидит, сложив много поработавшие руки на коленях, стесняется, когда я прошу разрешения сфотографировать ее.

- Папа мой был рабочий, мама доярка. От нее и я доить научилась. Сначала козу… Жили-то как – не было ничего еды-то, голодом сидели. Мама, бывало, в кармане с фермы принесет укратчи  колоб – корм скоту, его и едим. Часто мама на ферме и ночевала, чтобы теленка новорожденного сохранить, за теленка-то трудодни дополнительные давали. А у нас коза была, доить-то бывало маме некогда, так вот она и говорила: «Ты, Тамара, возьми да почиркай у козы-то, да молоко-то и выпей…» Так я и научилась, потом и корову доила…

Обычная, самая обычная судьба русской деревенской женщины. Нелегкая. Но не жалуется Тамара Алексеевна. Она делится. Делится радостью…

- Трое детей у меня, пять внучек, один внук, два правнука, я богатая! Живу очень хорошо, никто не обижает. Оба сына и дочь в Кубенском живут, так что часто навещают, все ко мне хорошо относятся. Сходили ребята на рыбалку, наловили окуней – мне несут. Я и сыта. Слава Богу!

Мы прощаемся с нынешней хозяйкой церковной «сторожки» и возвращаемся в село.

Много бы чего еще можно рассказывать о Кубенском: о совхозе «Передовой», об СПТУ 42, о библиотеке, о больнице… А главное – о людях. Именно их судьбами созидается история деревень, поселков, городов…

Путь наш дальше по старой Кирилловской дороге, мимо Песоцкого монастыря, прямо к даче моего друга и поэта Андрея Алексеева…

Но эти страницы хочу закончить строчками из письма от жительницы села Кубенского:

«Когда я приехала в Кубенское, я обратила внимание, что у одного  из прудов растет сосна, прямо у воды. Возник у  меня вопрос –откуда она здесь появилась? А потом я познакомилась с жительницей дома, расположенного напротив этого пруда, и она мне  сказала, что сосну эту посадила  она. Когда-то давно она ездила за клюквой  на болото и там ей пришлось выбираться из воды на кочку, она схватилась рукой за маленькую сосенку, а сосенка вырвалась с корнем и оказалась у нее в руке. Она ее не выбросила, а привезла в  Кубенское, а так как сосна росла на болоте, то и посадила ее около воды,  у пруда. Сейчас это большое дерево, с той поры прошло около 30 лет. Нет в живых уже этой жительницы  Кубенского. Пруд и сосна находятся на улице Школьной, справа от дороги, если ехать из Кубенского. Вот такая история у одного из деревьев в Кубенском».

А ведь это тоже история, которую тоже надо помнить. Когда мы говорим о «корнях» человека, не будем забывать, что это и корни посаженных нами, нашими родными и близкими деревьев, и они нас, людей, на этой земле держат… И никак нам без этих корней, никак…


Очерки по старой Кирилловской так же можно прочитать в последнем номере журнала "Лад вологодский".

Комментариев нет:

Отправить комментарий